Культ гор на Алтае
По алтайским поверьям горы считаются божественными. Им поклоняются, у них просят защиту. Считается, что священный дух горы не доволен, когда его попусту тревожат люди, нельзя ступать на гору женщине. Божественная Белуха у алтайцев считается неприкосновенной, на нее нельзя совершать восхождения, у ее подножия можно лишь молиться. В конце позапрошлого века китайские и монгольские верующие совершали паломничества, чтобы помолиться божественному духу горы.
Перевалы гор также считаются святым местом. Их священный статус символизируют камни, сложенные в виде пирамиды – обоо. Для того чтобы долгая дорога была легкой, путешественники должны привязать ленточки на деревья – в честь духа, обитающего в этих местах. Эти нехитрые действия, означают обращение к местным божествам с просьбой о благословении, о помощи в достижении цели. Обязательно, чтобы намерения были благородны и не наносили вреда природе и человеку.
На горных вершинах или перевалах нередко можно встретить места для молитв – «куре». Они имеют форму квадрата выложенного из камней. Это культовые места. В некоторых районах Алтая, например в Онгудайском, молятся, используя такие места и сейчас.
Еще один уникальный исторический объект – оленные камни. Это каменные столбы с изображениями животных, вкопанные в землю. Рисунки олицетворяют собой представления древних людей о человеке, Земле и Вселенной. Пример такого камня — «Сыгын Таш». Он стоит на Чуйской дороге, на территории Иодро – Онгудайского района. Валун обращен на восток.
Знатокам истории, а также любителям путешествий по Алтаю, известны каменные бабы – балбалы, статуи, изваянные из камня скифской, бронзовой или тюркской эпох. Мраморные воины часто встречаются в путешествиях по Монголии и Южной Сибири. Каменные скульптуры, встречаются на азиатской и европейской территориях. Они различны по форме, одни выполнены детально, другие представляют собой просто огромные надгробия или столбики, отдаленно напоминающие человеческую фигуру. Обычное место для них – вблизи поминальных ограждений.