Ининский мост

Старый мост, расположенный близ алтайского села под названием Иня — не просто сооружение. Он олицетворяет собой одну из значимых вех в истории Чуйской дороги. Долгое время до того, как Чуйский тракт, получил статус дороги государственного значения, способом переправы через полноводную Катунь, вблизи села Иня служил паром. Возможность переправы на пароме всегда была зависима от времени года и погоды. Когда в 1928 году возникла необходимость более надежного способа переправы для тяжелогруженых машин, направляющихся на территорию Монголии, было принято решение построить мост. Проект подвесного Ининского моста был придуман инженером Цаплиным С.А. Подвесной двухцепный мост – первое сооружение подобной конструкции.

Ининский мост можно разглядеть с дороги и от действующего моста. Добраться до него можно, лишь по правому берегу реки, пройдя по маршруту от центра села и дальше по старой Чуйской дороге.
Единственный в своем роде мост, еще называли «дембельским». Его строили три тысячи сибирских заключенных, которым была обещана амнистия по завершении строительства. Только часть заключенных получила обещанную амнистию, когда мост был возведен. Преодолевая опасный участок тракта, одна из машин перевозившая заключенных сорвалась с обрыва. Тогда погибло более двух десятков человек.
Подвесное сооружение возводилось под руководством, самого инженера Цаплина. Необходимую технику и материалы, трудно было транспортировать через перевал Чике-Таман, поэтому старались использовать местные природные и трудовые ресурсы. Местные жители занимались заготовкой качественной древесины в лиственничных лесах. Необходимые тросы, скручивали, используя машины на речном льду. Канаты натягивали ручным способом. Работа не прекращалась даже с наступлением темноты. Тогда она велась при свете фонарей. Мост был возведен почти за один зимний период. Весной 1936 года он прошел свое первое успешное испытание: по нему одновременно проехали шесть тяжелогруженых машин. В первый майский день мост стал действующим. Этот день был одинаково счастливым, как для строителей, так и для местных жителей.

Мост, названный Цаплинским, использовался до 1970 года. Все время эксплуатации, здесь находились будки охраны с телефонной связью и горели фонари. Общая протяженность моста – 142 метра. Цепи перекинуты и закреплены на железобетонных опорах высотой 21 метр. С 1991 года мосту присвоен статус памятника РФ историко-культурного значения.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ининский мост на карте