Калбак-Таш
На правом берегу реки Чуя, в 12 км от ее слияния с Кутунью есть древнее святилище Калбак-Таш. Оно интересно высеченными на камнях изображениями. Эти рисунки ценны тем, что помогают понять хронологию событий тех лет. Скалы возвышаются на 723 км Чуйского тракта. Название памятника переводится как «плоский висячий камень». И действительно, так как скала с изображениями возле Чуи отвесная, ее не видно со старой дороги. Поэтому этот памятник археологии, который входит в часть парка Чуй-Орзы, был открыт только в начале 20 века. Табличка с надписью, указывающая направление на Калбак-Таш, находится на дороге между селами Иня и Иодро.
Святилище представляет собой ценнейший образец древней истории и культуры народов Центральной Азии. Заглянуть в это древнее время помогают следы, оставленные людьми. Каменные книги – рисунки с изображением людей и животных, охоты и быта приоткрывают тысячелетние страницы истории алтайского народа. Экскурсия включает осмотр Святилища богини Умай-Эне – покровительницы матерей, беременных и младенцев, Рунических надписей 9-10 веков, Святилище небесного козерога, Террасу — панно Воина-Мага, солнечные часы, Жертвенник — Алтарь смерти, Карту звездного неба.
Этот образец доисторической графики открыли в начале 20 века Д. И. Кузнецов и Г. И. Гуркин. Они исследовали эту местность и обнаружили в районе нависающих над Чуей скал группу изображений, высеченных острыми предметами – петроглифы. Художники зарисовали некоторые из них, что послужило изучению этой части древней культуры на Алтае. В 80-х годах началось серьезное изучение урочища Е. А. Окладниковой и В. Д. Кубаревым. Оно заключалось в тщательном копировании изображений с целью их последующего анализа.
Пять тысяч разнообразных наскальных рисунков украшает Калбак-Таш. Во время неолита (конец 5-4 век до н. э.) были сделаны большие фигуры козлов и оленей. Век энеолита-бронзы (3-нач. 1 века до н. э.) подарил наибольшее количество петроглифов: стилизованные женские фигуры рядом с животными, колесницы, навьюченные волы, коровы, бараны, погонщики стад, воины, диковинные звери. В скифский период (8-2 век до н. э.) были сделаны сцены охоты на оленей и изображения животных – маралов, коз, тигров и других кошачьих, полуволков-полусобак. Тюркский период (6-10 век н.э.) отличается рисунками охоты с участием медведей и диких быков.
Рунические надписи представляют собой особую гордость Алтая – здесь их около 30 строк, что является наибольшим в России. Переводил руны И.Л.Кызласов – российский историк и археолог.